Навигация


Рынок пряностей. Оптовые продажи пряностей, тенденции и перспективы развития рынка.

Резюме. Мировая торговля пряностями зародилась на востоке. Финикия стала первой мировой биржей пряностей. Позднее центрами продаж были Александрия, Рим, Венеция. Торговля пряностями во многом создала современную экономику, создав множество торговых путей, открыв новые земли и территории. Современный мировой рынок пряностей, его оптовый сегмент динамично развивается. Крупнейшим поставщиком пряностей выступают ряд стран Юго-Восточной Азии, прежде всего Индия. Крупнейший мировой импортер - США. Объем мировой торговли пряностями оценивается в 3,5-4 млн. тонн в год. Ежегодно рынок растет на 3-5%. Российский рынок повторяет тренд мирового рынка пряностей. Оптовые продажи в России не падают в течении длительного периода времени. Существует тенденция смещения спроса в более дорогой и качественный сегмент рынка.

 

Содержание:
  1. История оптовой торговли пряностями

  2. Финикия - первый античный оптовый центр продаж пряностей

  3. Александрия, Римская империя и средневековая Европа - крупнейшие мировые центры продаж пряностей в разные эпохи 

  4. Современный мировой рынок пряностей

  5. Динамика продаж пряностей оптом в России

пряности оптом развозятся по всему миру из Сингапура - крупнейшей современной биржи пряностей

... Сингапур - мировой оптовый центр продаж пряностей

История оптовой торговли пряностями. Финикия - первый античный рынок пряностей

Оптовая торговля пряностями исторически зародилась на востоке в Финикии – крупнейшем центре торговли пряностями востока.

Прибрежное расположение городов Финикии, вытянувшейся вдоль побережья средиземного моря, способствовало бурному развитию торговли и в частности, продажам пряностей. Морские и сухопутные торговые пути, по которым перевозились пряности востока, проходили через это государство.

Столица – город Тир, занимая выгодное географическое положение в регионе, быстро стал первой в истории биржей пряностей, первым мировым центром их продаж. Пряности покупались и продавались в Тире арабскими купцами и распространялись практически по всему древнему миру, включая Грецию, Рим, Европу.

Крупнейшим экспортером уже тогда была Индия. Индийские пряности, такие как корица, анис, ваниль, имбирь, перец штроко продавались и покупались  на финикийском рынке.

для продажи оптом пряностей требовались вместительные торговые корабли

... морские торговые пути способствовали развитию оптовой торговле пряностями

Александрия, Римская империя и средневековая Европа - мировые центры продаж пряностей

Но такое благополучие и богатство финикийцев не могло не вызывать зависти у соседей и в 8 веке до н. э. государство было завоевано Ассирией. Впрочем, торговля пряностями из-за этого пострадала мало – вместо кровопролитных войн финикийцы начали платить дань завоевателям, быстро восстановили свое лидирующее положение в мировой оптовой торговле пряностями.

В 332 году до н. э. Финикию завоевал Александр Македонский и приносящая баснословные доходы торговля этим товаром переместилась в Александрию.

Далее исторически торговлю пряностями монополизировали римляне, ценившие пряности и сами являвшиеся их крупнейшим античным импортером. Примечательно, что между Римом и Индией существовал прямой торговый путь, что устранило монополию арабских купцов на торговлю пряностями. В Римской Империи пряности занимали прочное место среди ходового коммерческого товара. Пряностями платились пошлины и подати. Римские завоевания способствовали распространению культуры употребления пряностей практически по всему миру. В Европу пряности попали во многом благодаря римлянам.

В средние века пряности оптом торговались в наибольших объемах в Европе. Европейским центром продаж пряностей была Венеция. В этот город арабские купцы привозили ценившиеся в буквальном смысле слова на вес золота пряности и продавали их.

Современный мировой рынок пряностей

Таким образом, мировой рынок пряностей имеет древнюю историю. В настоящее время наибольший объем оптовых поставок пряностей осуществляется из Индии. В этом государстве выращивается и производится 1 100 000 пряностей и специй, из этого количества экспортируя 500 тыс. тонн.

На втором месте по объему продаж и производству занимает Бангладеш, выращивая и производя 140 000 тонн продукции, объем экспорта составляет 50 000 тонн. Покупая пряности у производителей из этой страны вы получите отличное качество товара, признанное во всем мире. Пряности из Бангладеш высоко котируются на рынке.

Далее наибольший оптовый объем продаваемых пряностей у Турции, где выращивается и производится 87 000 тонн пряностей сравнительно высокого качества. Следом за Турцией - КНР с 86 000 тонн продаваемых пряностей ежегодно. Стоит отметить что по соотношению цены и качества китайские пряности самые конкурентоспособные.

Пакистан  на пятом месте, объем производства составляет 45 000 тонн. Замыкают перечень крупнейших оптовых продавцов пряностей Колумбия (19800) и Непал (17400 тонн).

Пряности покупают (в порядке уменьшения объема импорта)

 

  • США,
  • Германия,
  • Франция,
  • Япония.

Причем, основной импортируемый объем пряностей в эти страны относится к среднему и дорогому сегменту товара. США является крупнейшим импортером пряностей, занимая до 20% рынка этих товаров. США - крупнейший импортер индийских пряностей.
90% пряностей, продаваемых в мире приготовляется и фасуется в Сингапуре, который является крупнейшим оператором пряностей в мире. Из Сингапура пряности транспортируются по всему миру.

 

Продажи пряностей оптом в 2012 году в мире составили $550-670 млн. Темпы роста рынка, несмотря на кризис и последующую стагнацию мировой экономики растут по 4-6% в год. В 2006-2008 годах темпы роста мирового рынка пряностей составляли 10-12%. 20-летний общий тренд на рынке пряностей можно определить как восходящий.

Оптовые продажи пряностей росли, в то же время росли и цены на эти товары, так в 2006-2008 годах наблюдалось сильное удорожание (15-20%) пряностей на мировом и Российском рынках. После кризиса 2008 года продажи пряностей сохранили свои объемы а цены в 2009-2011 держались примерно на одном уровне, наблюдалось даже снижение цен по некоторым пряностям.

Продажа пряностей в России

Пряности продаются в России так же с положительной динамикой. Рынок пряностей, его оптовый сегмент не падает достаточно длительный период. Следует отметить что цены на пряности в отличии от общей тенденции в России ежегодно растут на 5-7%.

Продажи пряностей сместились в более дорогой сегмент рынка. Так, на Российском рынке наблюдается постепенное смещение спроса в более дорогой и качественный сегмент. (Ранее 95% продаваемых оптом пряностей принадлежали к среднему и дешёвому сегменту товаров).

Производители дорогих и качественных пряностей из азии стали продавать пряности на Российском рынке. Эти поставщики ранее вообще не присутствовали на рынке. Увеличилась доля качественных Индийских и Американских пряностей. Пряности стали больше завозить из Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, качество которых так же всегда оставалось высоким.

С другой стороны пряности стали продаваться в больших объемах за счет прихода на рынок в большом объеме достаточно качественных и относительно дешевых китайских, филиппинских, вьетнамских пряностей. Китайские пряности и специи поставляются как правило, напрямую от производителя, без посредников это уменьшает конечную цену товара – ниже на 15-20% от среднерыночной.

Если говорить о розничных продажах пряностей, то прослеживается похожая динамика. Розничный сегмент рынка растет с темпами - 2-3 % в год. Прослеживается более явная тенденция переориентации потребителей на качественный и дорогой товар. Крупные международные корпорации Vegeta, Knorr, торгующие пряностями и специями, отслеживая эту тенденцию стали выпускать более качественный товар.

Ассортимент пряностей, продаваемых оптом и в розницу расширился. Количества видов пряностей, товарный ассортимент увеличился на 10-15% по сравнению с 2006-2008 годом. Новые виды пряностей и специй появляются в ассортименте как крупных, так и средних производителей. Данная тенденция прослеживается на оптовом и розничном сегментах рынка в Российской Федерации.

В заключении можно сказать, что Российский рынок пряностей повторяет во многом тенденции развития мирового рынка. Так в 2012-2013 году объем продаж пряностей увеличился на 5% в денежном выражении. Увеличивается доля пряностей фасуемых в России, увеличиваются объемы производимых специй и смесей пряностей.