Производство пряностей

Шафран

Как производят пряности

Технология производства пряностей в общих чертах состоит из следующих процессов:

  1. сбор
  2. сортировка
  3. сушка
  4. размалывание
  5. маркировка
  6. упаковка

На примере горчицы рассмотрим поэтапно технологию ее производства. Из порошка горчичного горчицу вырабатывают путем смешивания с уксусом, водой,  сахаром, солью, растительным маслом, орехами. Получают горчичный порошок. В зависимости от используемых добавок получают  различные  виды горчицы: «Русская»,  Столовая;  «Ароматная», «С хреном» различной остроты вкуса. Предназначается горчица как для употребления в пищу как приправа, так и для использования в пищевой промышленности, общественном питании.

Технология производства пряностей включает определенные сроки сбора сырья, специальные методы сушки, упаковки. При нарушении процесса качество готовой продукции может сильно меняться. Качеству сырья обычно уделяется особое внимание. Если местное сырье соответствует производственным стандартам  и нормативам, допускается его применение. Следует учитывать количество производимого в регионе сырья. В качестве альтернативы местным пряностям, как правило, более дорогой, выступают импортируемый и продаваемый в России товар из азиатских и американских стран.

Во многих случаях сырье должно проходить дополнительную санитарную обработку, ферментацию, сушку, так как традиционные азиатские поставщики не всегда соблюдают санитарные нормы при производстве пряностей. Так, в этой связи  страны ЕЭС приняли решение проводить стерилизацию таких пряностей. Товар в течение короткого времени подвергают воздействию высокой (140° С) температуры.

Базилик

Стандарты производства и качества пряностей

В России, с 2002 года идет переход на современную систему сертификации и стандартизации товара, в основе которой лежат технологические регламенты.
До 2002 года присутствовала обязательная стандартизация производства и хранения пряностей.

Производители руководствовались:

  • ГОСТ 28875-90,
  • ГОСТ 29049-91,
  • ГОСТ 28880-90. ПРИПРАВЫ И ПРЯНОСТИ. ПРИЕМКА И МЕТОДЫ АНАЛИЗА,
  • ГОСТ 28750-90. ПРЯНОСТИ. УПАКОВКА, МАРКИРОВКА, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ И ХРАНЕНИЕ и другие.

Эти государственные стандарты были разработаны и применялись в СССР.

В советское время, когда система ГОСТов была  обязательна к соблюдению, пряности выпускали именно так, как требовал стандарт, что служило гарантией качества продукции. С 2002 года  ГОСТы стали не обязательны, их соблюдение оставляется на усмотрение производителя.
Вплоть до настоящего времени российские технологические регламенты приготовления пряностей еще не имеют обязательной силы, а в ряде случаев отсутствуют.
Отдельные производители разрабатывают свои стандарты и нормы производства. Далеко не все из них соответствуют даже ГОСТам СССР. Из-за этого качество товара, произведенного в России зачастую неудовлетворительное.
С учетом того, что прослеживается тенденция переориентации покупателей на товар среднего и высокого качества, Российские производители неизбежно потеряют часть рынка пряностей, освободившийся сегмент которого займут крупные иностранные компании, выпускающие более качественный и конкурентоспособный товар.
Принятие технических регламентов производства и хранения пряностей к обязательному соблюдению должно положительным образом сказаться на качестве выпускаемого товара.

Кардамон

Мировой и российский рынок

Лидерами мирового рынка пряностей по объему производства и экспорта являются следующие страны:

Индия — крупнейший мировой производитель и экспортер. Производит ежегодно около 1 000 тысяч тонн продукции и экспортирует около 500 тыс. тонн. (Приводятся данные на 2012 год).

Вторую позицию по объему производства  и экспорта занимает Бангладеш, производя 140 тыс. тонн и экспортируя 50 000 тонн. Следует заметить, что товар из Бангладеш отличаются высоким уровнем качества, не уступает индийскому, высоко котируется на мировом рынке.

На третьем месте — Турция, которая производит 80-90 000 тонн.

Далее — Китай —  86 000 тонн, причем по соотношению цены и качества пряности из КНР, наверное, самые лучшие.

Пакистан занимает пятое место в списке мировых производителей с  45 000 тонн.

Можно упомянуть о Колумбии (19800) и Непале (17400 тонн).

Крупнейшие мировые импортеры пряностей это (в порядке убывания):

  • США,
  • Германия,
  • Япония,
  • Франция.

Крупнейшим мировым оператором пряностей является Сингапур. Тут расположены производственные мощности большинства наиболее крупных мировых компаний, торгующих этим товаром. Из Сингапура готовые пряности отправляется по всему миру.

Если говорить о объемах рынка в стоимостном выражении, то в 2012 году он составил порядка $670 млн.

За последние несколько лет темпы роста рынка — средние, составляют в стоимостном выражении от 4 до 6% в год, что ниже чем в 2006-2008 годах, когда этот показатель рос  на  10-15% ежегодно.

Общий тренд можно определить как восходящий.

В 2007-2008 годах наблюдалось сильное удорожание пряностей на мировом и Российском рынках. В 2009-2011 цены держались на одном уровне, наблюдалось даже некоторое снижение.

Российский рынок в целом повторяет тренд мирового рынка.

Объем продаж пряностей в России не падает достаточно длительный период. Продажи сместились из дешёвого сегмента в средний и дорогой, потребители стали обращать больше внимания на качество товара. Увеличился объем товара, поступающего из стран Юго-Восточной Азии и Латинской Америки.

Если до 2008 года основной объем продаваемых оптом пряностей составлял товар низкой и средней ценовой категории, то в настоящее время наблюдается увеличение интереса покупателей  к более качественной и дорогой продукции как отечественного  так и зарубежного производства. На рынке можно встретить в значительных количествах производителей дорогого и качественного товара, которые ранее на нем не присутствовали.

Увеличивается доля товара, частично производимого в России. Это касается пряных смесей и специй. Импортируется определенный объем качественного товара, на месте этот товар смешивается с другими составляющими, упаковывается и продается.

Оптовые продажи пряностей в России выросли за счет прихода на рынок в большом объеме качественных и сравнительно дешевых китайских и вьетнамских пряностей.

Розничные продажи товара так же растут, однако более скромными темпами — 2-3 % в год. В розничном секторе еще более явно прослеживается динамика переориентации потребителей на более дорогой и качественней товар. Крупные международные корпорации такие как  Vegeta, Knorr, отслеживая эту тенденцию стали выпускать более качественный товар.

Еще одна тенденция — увеличение товарного ассортимента. Новые виды товара появляются в ассортименте как крупных, так и средних производителей. Эта тенденция прослеживается в основном на розничном Российском рынке.

Если говорить о динамике развития Российского рынка, то в 2012-2013 году продолжается небольшой рост (около 5%) в денежном выражении.

[Всего голосов: 3    Средний: 5/5]
Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.

двадцать − 17 =